Маркетинговые исследования
- Hits: 12458
Интернет уже давно стал не только источником информации, но и гибкой площадкой для совершения сделок. Осуществление покупок и денежных переводов, а также заключение договоров через интернет — это не только быстро, но и малозатратно. В связи с этим объем предоставляемых банковских интернет-услуг растёт ежегодно. Соответственно, ужесточается борьба за долю в кибер-пространстве, поэтому компании уделяют большое внимание повышению качества услуг. В конечном счёте, потребитель только выигрывает.
Для продвижения: интернет-аудитория больше, следовательно, реклама эффективнее. И нет расходов на печать, бумагу и распространителей.
Сегодня многие банки предоставляют сервис клиент-банк (дистанционное банковское обслуживание) и предлагают финансовые услуги через интернет.
С помощью системы Клиент-банк возможно совершение таких операций как:
- формировать платежные документы: поручения, выписки (вручную, из шаблона или бухгалтерской программы);
- передавать в Банк сообщения и файлы в любом формате;
- получать выписки и справки о состоянии и движениях по счетам;
- получать справочную и служебную информацию из Банка, в том числе с вложениями файлов;
- производить обмен финансовой информацией с бухгалтерскими программами: импорт документов, экспорт выписок.
Рис.1. Основные банковские интернет-продукты
Имея собственный сайт, банк может наиболее подробно познакомить клиентов со спектром услуг, информацией о продуктах и т.д.
Возможность оформления платёжных поручений, банковских переводов и получение выписок. Это позволяет разгрузить офисы, уменьшить количество очередей и сделать работу с банком более удобной и выгодной для клиентов, сохраняя их время. Что в свою очередь привлекает новых клиентов.
Рис.2. Направления банковских интернет-сервисов и количество банков, их предоставляющих (рассмотрено 59 банков)
Анализ наличия различных категорий интернет-продуктов банка (см. рис.2) среди 59ти крупнейших российских банков показывает значительный потенциал для развития — такие востребованные услуги как пополнение электронных кошельков и полное управление депозитами и кредитами предоставляются менее, чем 10-ю банками. Дело в том, что такие продукты требуют обеспечения значительной информационной безопасности и, соответственно сложного программного обеспечения. Данные проекты, как правило, индивидуальны, поэтому стоимость разработки достаточно высока.
Вместе с высокой стоимостью выхода на рынок интернет-банкинга, потенциальный профит от веб-сервисов очень велик: в настоящее время лишь одна возрастная группа не попадает под потенциальных клиентов электронных банков — это люди пенсионного возраста, но уже через 20 лет не останется поколений, не владеющих интернетом.
Ещё одним перспективным инструментом являются рейтинговые сайты (banki.ru, sravni.ru), где пользователь выбирает наиболее подходящий банк, может узнать информацию о банке, его рейтинг, надежность и репутацию. В некоторых случаях наличие таких услуг как интернет-кредитование или интерактивные денежные переводы может повлиять на выбор клиента.
Иван Самков, специально для MIT.su