RT Syndicate - шаблон joomla Создание сайтов

MIT.su : Психология рынка

Speculative Prices and Popular Models

Robert J. Shiller

Основная идея модели рациональных ожиданий – предположение, что люди ведут себя, как будто знают истинную модель, описывающую экономику.

Объекты исследования Шиллера:

  1. крах фондового рынка США в октябре 1987
  2. крах фондового рынка Японии 1987
  3. бум на рынке недвижимости 1990
  4. разгорячение рыка в периоды IPO

 

Для исследования популярных моделей использовались два метода анкетирования:

 

    • Response-coding method – рассылаются анкеты с открытыми вопросами, в которых респондентам предлагается объяснить причины экономических явлений и какие решения они принимают в связи с этими явлениями. Ответы респондентов кластеризуются в категории и сводятся в итоговую таблицу. Преимущество – лучшие количественные показания важности каждой из популярных моделей.
    • Trial-model method – анкеты с вариантами ответов, респонденты выбирают из нескольких популярных моделей. Преимущество – заострение внимания на популярных моделях.

Крах фондового рынка 1987

После падения рынка в октябре 1987 были разосланы анкеты с открытым вопросом: “Не могли бы вы вспомнить, была ли у вас какая-то конкретная теория относительно причин снижения цен 14-19 октября 1987?”.

В итоге получилось 3 наиболее распространённых ответа:

1. “Рыночные цены были неоправданно завышены” (30% из всех). Однако никто из респондентов не написал, что значит “завышены” и почему завышены.

2. “Срабатывали автоматические стоп-лоссы.

3. “Паника и иррациональное поведение инвесторов” (25%).

Затем были разосланы анкеты с вариантами ответов, что основная причина падения:

  1. психологические факторы,
  2. макроэкономические факторы.

2/3 америкосов и 3/4 япошек выбрали первый вариант. Возможно это как-то объясняет, что имели в виду респонденты, когда говорили про завышенные цены.

На вопрос “Был ли момент 19 октября 1987 когда вы поняли, что отскок точно произойдёт?” треть инвесторов (гораздо больше, чем торговало 19 октября) ответили ДА. На открытый вопрос “Если да, то какие факторы побудили вас думать, что отскок произойдёт?” очень многие ответили “интуиция” и “6-е чувство”.

Среди америкосов 37% институциональных и 14% частных инвесторов считали, что “после разворота должно было случиться резкое падение”. 14% институциональных и 8% частных инвесторов ответили что “цены сползли так низко, что должно было случиться повышение цен”.

Т.о. многие думают, что они могут прогнозировать рекорд падения рынка.

В анкете также присутствовал вопрос “Какая новость сыграла лично для вас более важную роль” и представлен список новостей. Большинство ответило “Падение Доу-Джонса на 200 пунктов 19 октября”, второй по численности ответ “Падение американского рынка в целом 14-16 октября”.

На вопрос “Испытывали ли в момент крэша на рынке какие-либо симптомы тревоги (трудности с концентрацией, потные ладони, стеснение в груди, раздражительность, учащенный пульс)?” 23% частных, 43% институциональных американских инвесторов и 42% япошек ответили ДА.

Отсюда мы видим, как популярные интуитивные модели спекулятивных цен определяют поведение инвесторов в момент в момент краха. Т.е. можно предположить, что причинной обвала становится то, что люди в эмоциональном возбуждении наблюдают за действиями друг-друга, пытаясь понять, что будут делать другие инвесторы, и отступают от популярной модели “разворота или продолжения тренда”.

В этой модели возникает положительная обратная связь, и для сильного падения мы не нуждаемся в каких-либо провоцирующих триггерах.

Бумы в ипотеке

Шиллер разослал анкеты с открытыми вопросами жителям, купившим дома в Калифорнии (там с 1987 по 1988 цены на недвижимость выросли на 20%), в Бостоне (где цены на жильё упали после недавнего резкого роста) и в Милуоки (там цены практически не изменились за 5 лет). Вопрос был о причинах изменения цен на недвижимость в их городе.

Никто из респондентов не сделал прогноза относительно будущих цен.

Во всех трёх городах ответы были абсолютно разные. 25% респондентов Бостона сослались на фондовый обвал 1987, из других городов этой идеи придерживались лишь 2% (это логично, т.к. только в Бостоне цены упали).

Был проведён второй опрос с вариантами: “теория психологии покупателей недвижимости” и “теория об экономических или демографических условиях (таких как изменения численности населения, изменения в процентных ставках, или изменение занятости )”. Во всех городах менее четверти выбрали теорию психологии. Т.е. самая популярная теория крэша на фондовом рынке здесь аутсайдер. Т.о. главным мотивом покупки были спекулятивные соображения.

Большинство респондентов (кроме Бостона) отметили, что инвестиции в жильё обладают маленьким или нулевым риском, и уверены, что цены на жильё сильно падать не могут.

И т.д.

Получили вывод, что спрос и цена на недвижимость зависит от конкретного города, и конкретных моделей популярных в этом городе, и недавнего опыта.

Эту разницу в восприятии между городами полезно иметь в виду при рассмотрении возможных причин спекулятивных пузырей. Разница также показывает, что частично причиной разной динамики спекулятивных цен могут быть разные популярные модели.
Неверное толкование общественного избыточного спроса является одним из факторов продолжения процесса повышения цен, что в свою очередь повышает спрос.

Это возможно также отнести к замкнутому циклу спекулятивного пузыря – не только растущая цена может служить причиной повышения спроса, но и появление избыточного спроса может служить стимулом для повышения спроса.

Недооценка при проведении IPO

Шиллер в очередной раз разослал анкеты – его целью было понять, почему рынки IPO показывают такую большую первичную прибыль, и почему рынки входят и выходят из “горячих” периодов, почему при IPO цены взлетают сразу как только открывается торговля.

На открытый вопрос “Что заставляет покупать акции при IPO?” большинство ответов ссылались или на описание компании или на “концепцию” своего стратегического плана. Им было предложено выбрать подходящий вариант описания их теории: “теория, что это такие типы ценных бумаг, которые становятся интересными для инвесторов” и “теория о фундаментальных факторах, таких как прибыль и дивиденды”. 57% выбрали первый вариант.

Т.о., также как и в случае с крахом фондового рынка, здесь предпочтение отдают психологии инвесторов.

Волны энтузиазма в отношении IPO, по всей видимости, связаны с попытками интерпретировать мысли других инвесторов и наблюдениями за движением цены.

Но почему при IPO цены в среднем занижены?

- Во-первых, потому что во время IPO андеррайтеры покупают его и не дают рынку упасть, и это даёт уверенность трейдерам

- Во-вторых, андеррайтерам выгодно покупать по ценам ниже рыночных, продав затем по более высоким ценам

- В-третьих, работает “гипотеза импресарио”. Это как для концертов – если цена на билет слишком высока, то народу придёт мало, значит концерт провалился, если билеты подешевле, то зал будет забит зрителями и значит концерт удался на славу и импресарио молодец.

Опросы показали, что большинство инвесторов склонны объяснять поведение рынка при IPO моделью импресарио.

Заключение

Данные исследования дали нам некоторые проблески в понимании мыслительных процессов при спекулятивных подъёмах и падениях рынка.

 

Перевод - Иван Самков

MIT.SU

 

 

 

 

 

 

Индексы

1 DOW 20,547.76
-30.95 (-0.15%)    
2 S&P 2,348.69
-7.15 (-0.30%)    
3 NASDAQ 5,910.52
-6.26 (-0.11%)    

RIM7